Архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Московского подворья Свято-Введенской Оптиной Пустыни. МЕДИКАЛИЗАЦИЯ ГРЕХА И ИСКУССТВЕННОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ

28.02.2021

«Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Это суждение апостола Павла может помочь нам разобраться в сложных вопросах определения отношения Православной Церкви к новым технологиям искусственного оплодотворения. Действительно, сегодня для человека «все позволительно». Но «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16: 26). Методики искусственного оплодотворения (прежде всего экстракорпорального оплодотворения (ЭКО)) давно и без каких-либо ограничений применяются. В России долго существовало такое препятствие - практически недоступная для большинства населения высокая цена подобной услуги. Но сегодня это препятствие преодолено и действует бюджетное финансирование этой дорогостоящей процедуры, т.е. она стала доступной всем, кто только пожелает.

 «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6:16)

Может ли Церковь вслед за государством признать эти технологии? Являются ли они «послушанием к праведности?» Должны ли пастыри вслед за государством позволять и благословлять женщин на подобное медицинское вмешательство, поскольку оно, во-первых, стандартная медицинская услуга и, во-вторых, одобрено, позволено и финансируется государством? В «Основах социальной концепции Православной Церкви» (2000 г.) в разделе, посвященном этическим проблемам искусственного оплодотворения четко оговорено, что «расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности».

В чем же заключается эта угроза? Эта угроза заключается в возможной утрате образа христианской жизни. А это непосредственно связано с процессом, который можно назвать «медикализацией греха». Некоторые современные медицинские направления как бы материализуют грех, предоставляя ему «кров и дом» в новых методах лечения, захватывая жизненное пространство болеющего человека, превращая его в сознательного или бессознательного заложника или «здоровья», или «чадородия». Медикализация греха - это порабощение человека новыми медицинскими средствами. Грех прилепляется к человеку через оказываемую ему медицинскую помощь и поглощает его через методики искусственного оплодотворения, через пренатальную диагностику с целью евгенического аборта, через донорские органы для трансплантации, полученные неизвестным путем, через лекарственные средства, полученные из человеческих эмбрионов и т.п.

 «Медикализация греха» — это признание и применение в медицинской практике методов «оздоровления» и лечения, несовместимых с нормами христианской морали.

Можно констатировать, что с признанием «православного ЭКО» этот процесс еще более наберет силу.

Известно, что бесплодие, которое является в основном показанием для ЭКО, как правило, является весьма распространенным в нашем обществе осложнением от произведенного аборта. И многие женщины даже воспринимают свое решение воспользоваться этим методом, забеременеть и родить чадо, как бы для того, чтобы искупить грех аборта, т.е. грех совершенного когда-то, может быть по неведению, убийства своего ребенка. Но эта женщина должна знать, что применяя ЭКО, она совершает не искупление, а углубление своего греха и умножение беззакония. «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие" (1Иоан. 3:4).

Сегодня Великому принципу - «…се, раба Господня» (Лук. 1:38) - противостоит колоссальная подмена - беззаконие «репродуктивных прав»! Вопреки основополагающим жизнеохраняющим вероучительным истинам христианства, врачи и жены, и мужи вовлекаются в Богоборческие действия, превращаясь в «рабов греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя», «в рабов нечистоте и беззакония», в рабов «дел беззаконных» (Рим. 6:17,19).

«Вознеслось сердце твое, и ты говоришь: я бог…» (Иез. 28:2). Там же, где только «я», нет Бога, а где нет Бога, нет более и человека. Потеря образа Божия очень быстро приводит к исчезновению и образа человеческого, обесчеловечивает мир, множит «одержимых». Место Бога занимает одержимость своих желаний, мнений о себе самих, меняя со временем свою суть и предназначение.

О предназначении женщины в Библии сказано достаточно определенно, Ева была дана Адаму Богом как «помощница». «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2:18). В Библии мы находим описание взаимоотношений мужчины и женщины. Характер глубоких связей между ними выявляет, что естественная обязанность женщины всегда быть рядом и быть готовой прийти на помощь мужу и заботиться о нем. Женщина может достигнуть спасения не только как мать, но и как жена.

Доминантная «благая» цель, желание иметь детей, достигаемая путем технического противоестественного оплодотворения «в пробирке», а не «в материнской утробе», может привести к таким последствиям, о которых многие женщины будут сожалеть. «Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества» (Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

Признание «православного ЭКО» не поставит границы «делам беззаконных» - новые технологии ЭКО будут использоваться и используются уже не только бесплодными женами, но и любыми женщинами и мужчинами, даже не состоящими в браке, лишая будущего ребенка права иметь мать и отца. Активно используются донорские половые клетки, полным ходом идет реализация «репродуктивных прав» одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, идет торговля детьми в контексте суррогатного материнства. «Дела беззакония» умножаются и будут умножаться «делами беззаконных». Надо ли Церкви искать свое место в этом богоборческом процессе?

Позиция Церкви, относительно ЭКО, выраженная в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», должна остаться без изменений.

 


Печать