Заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Русской Православной Церкви «Постчеловечество в трансгуманизме»

25.05.2020

Уважаемые коллеги и посетители нашего сайта, в связи с актуализацией интереса к идеологии трансгуманизма, предлагаем Вашему вниманию текст заявления по трансгуманизму Церковно-общественного совета по биомедицинской этике РПЦ, принятый на заседании Совета 04.09.2019 года.

 

Заявление Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Русской Православной Церкви
«Постчеловечество в трансгуманизме»
 

В середине ХХ века возникла новая разновидность гуманистического мировоззрения, которая получила название «трансгуманизм». Трансгуманизм утверждает не только возможность, но и целесообразность улучшения природы человека уже в ближайшем будущем с помощью применения последних достижений научно-технического прогресса. По сути, эта идеология утверждает необходимость сознательной, научно-контролируемой эволюции человека как биологического вида с ближайшими целями: увеличить продолжительность здоровой жизни человека, расширить наши интеллектуальные и физические способности и предоставить нам все возрастающий контроль над нашими собственными психическими состояниями. Для этого предлагается биоинженерия человека с использованием последних достижений в биомедицинских технологиях, генетике, нейронауке, нанотехнологиях, компьютерных технологиях и создании искусственного генома человека. Трансгуманизм ставит задачу перепроектирования человека и проектирования будущих поколений с выходом из под биологических ограничений собственной природы и обретения над ней практически полного контроля. В итоге человечеству предлагается достижение постчеловеческого «райского» состояния без Бога и тех духовно-нравственных ограничений, которые обусловлены Его образом, лежащим в фундаменте духовно-телесной природы человека. А это означает, что идея о неизменной человеческой природе, из которой мы получаем представления о человеческом достоинстве и о важнейших правах человека, будет более не применима. Трансгуманизм, несмотря на кажущуюся новизну, не представляет из себя чего-либо принципиально нового и является жалкой пародией на обожение, отрытое для человека в Богочеловеке Иисусе Христе. Христианскому «чаянию воскресения мертвых и жизни будущего века» (Символ веры) противопоставляется человекобожие постгуманизма, выраженное в идеях Ф. Ницше о «смерти Бога» и сверхзадаче преодоления человека в сверхчеловека. В трансгуманизме человек «преодолевается», по видению своих вдохновителей, либо в виртуально-цифрового человека, либо в нано-киборгизированного, либо в генно-модифицированного человека, тем самым кардинально меняя ипостась своего биологического существования. При этом игнорируется категориальное различие между субъективным и объективным, что позволяет говорить об утопичности этого мировоззрения.

Трансгуманизм является логичным итогом развития гуманизма, отвергнувшего свое христианское происхождение, а вслед за ним и абсолютные онтологические основания всей человеческой культуры, что дезориентирует человека в пространстве нравственных ценностей и ведет его к деградации.

Церковно-общественный совет по биомедицинской этике полагает, что идеологический проект трансгуманизма предстает очередной магической попыткой стать богами без Бога, самостоятельно преодолеть свою тварную относительность и абсолютизировать свое бытие, что одновременно обнажает богоборческий дух и приводит к парадоксу на грани иронии над амбициями секулярного человечества: «триумф» человека в достижениях научно-технического прогресса и его стремлении усовершенствовать человека, одновременно низводит человека в положение «устаревшего», и вводит его в пагубный круг перманентного усовершенствования, в конце которого он рискует вообще потерять понимание «человеческого».

  

С другими материалами по трансгуманизму вы можете ознакомиться в Сборнике «Православие и проблемы биоэтики» по ссылке:

http://pk-semya.ru/images/news/2015/Sbornik_2020.pdf 


Печать