Игорь Понкин и Александра Понкина: Использование тел умерших: пределы возможностей с позиции биоэтики

09.03.21

Знаменитая анатомическая выставка, спровоцировавшая громкие скандалы в целом ряде стран, добралась и до Москвы. «Миры тела» — это передвижная выставка, где на всеобщее обозрение выставляются человеческие останки (трупы целиком или только отдельные органы), прошедшие особую обработку, обеспечивающую их длительную сохранность. Создателем этой ставшей уже знаменитой выставки является немецкий анатом Гюнтер фон Хагенс, разработчик процесса пластинации – того самого метода, который позволяет очень долго сохранять мертвые тела.

Проект Body Worlds стартовал в 1995 году, и за прошедшее время выставки проводились в 145 городах в 35 странах мира. И очень часто затея господина фон Хагенса воспринималась, мягко говоря, неоднозначно.

Причина этого понятна: все экспонаты выставки — реальные тела умерших людей. Таким образом, посетители выставки де-факто оказываются на «передвижном кладбище», где их вниманию представлены покойники со снятой кожей и, нередко, вскрытыми и частично расчлененными телами.

Хотя авторы выставки декларируют благие цели – «сохранение и укрепление здоровья, повышение уровня знаний о пользе здорового образа жизни, о методах достижения благополучного долголетия», форма выставки заставляет усомниться в таком бескорыстии.  Дело в том, что тела доктор фон Хагенс выставляет не просто так, а в форме настоящего театра. Например, одно из первых тел он представил сидящим за шахматной доской с открытой черепной коробкой. Еще более потрясает тело женщины, умершей на восьмом месяце беременности. Анатом предлагает заглянуть внутрь нее, чтобы увидеть ребенка, которому так и не суждено было появиться на свет.

В связи с тем, что выставка вызывает неоднозначную реакцию и порождает множество дискуссий об этичности такого рода деятельности, предлагаем Вашему вниманию публикацию по данной теме доктора юридических наук, члена Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, члена Экспертного совета при Комитете Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений профессора Понкина И.В. в соавторстве с заместителем Председателя правления РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права» кандидатом юридических наук Понкиной А.А. 

  

 

Понкин И.В., Понкина А.А. Использование тел умерших: пределы возможностей с позиции биоэтики // ГлавВрач. – 2014. – № 6. – С. 38–42.

 

Резюме. Статья посвящена вопросу о пределах возможного в манипуляциях с телами умерших. Авторы поднимают важные этические и правовые вопросы относительно правомерности проведения публичных демонстраций тел умерших людей, подвергшихся «пластинации» или иным подобным манипуляциям.

Ключевые слова: биоэтика, достоинство личности человека после его смерти, смерть, медицинское право, пластинаты.

 

Use of the corpses of dead: limits of possibilities from standpoint of the bioethics

 

Ponkin I.V., Ponkina A.A.

Summary. The article focuses on the limits of the possible in handling with corpses of the dead. The authors raise important ethical and legal questions about the legality of holding public demonstrations of corpses exposed «plastination» or other similar manipulations.

 

Keywords: Bioethics, dignity humans after his death, death, medical law, plastinates.

 

В 1969 году медицинский исследователь Ван Р. Поттер впервые использовал термин «биоэтика» для описания своей идеи изучения связи между человеческими ценностями и биологическими знаниями. Приставка «био» происходит от греческого «биос», «жизнь». Важнейший комплекс вопросов биоэтики касается того, что такое жизнь и что такое смерть. Веками врачи имели дело с жизнью и смертью, и их основная роль заключалась в предотвращении наступления смерти в случаях, когда это было возможно, а также в обеспечении комфорта для своих пациентов, у них не было возможности выбирать между жизнью и смертью[1].

В 1980-х годы в США были выработаны основные принципы биоэтики, применяемые и в настоящее время: уважение личности человека и его автономии, милосердие, непричинение вреда и справедливость. Утверждалось, что эти принципы являются наиболее универсальными, поскольку не вступают в противоречие с какими бы то ни было философскими, политическими, религиозными взглядами или жизненными позициями. Кроме того, указанные принципы могут применяться для разрешения большинства, если не всех моральных вопросов, возникающих в медицине[2].

Одним из центральных понятий биоэтики является понятие достоинства личности человека[3].

Причем данный императив распространяется не только на живых людей, но и (в особой форме) на умерших.

Как пишет Т.А. Хашем, достоинство личности не исчезает со смертью человека, просто права и обязанности, связанные с защитой его достоинства личности, некоторым образом трансформируясь, переходят к родственникам умершего и/или к государству[4].

В истории медицины телá очень значительного числа умерших людей сыграли неоценимую по своему позитивному значению роль – и для подготовки будущих врачей, и для развития собственно медицинской науки и практики. И понятно, что публичные интересы в области медицины будут и в дальнейшем определять правовые возможности и условия использования человеческих трупов в медицинских целях, как это, в частности, определяется частью 1 статьи 68 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Но всегда ли и всякие ли манипуляции с трупом человека или фрагментами, органами и тканями такого трупа действительно могут быть отнесены именно к медицинским манипуляциям, или (иначе говоря) могут ли медицинские цели обосновать любые манипуляции с человеческими трупами? И всё ли, что именуют реализуемым в научных целях, таковым априорно является?

Проведение в России уже которой по счету выставки, типа «Тайны тела. Вселенная внутри» (летом 2013 года в Арт-центре «Ветошный» – город Москва, Ветошный пер., 13), а также проведение таких выставок, как «Пластинаты человеческого тела», «Миры тела», «Body Worlds» и т.п., в рамках которых демонстрируются подвергшиеся т.н. «пластинации» (метод консервации внешнего вида трупов людей или трупов животных, их фрагментов, органов или тканей) или иным подобным манипуляциям тела умерших людей, поднимает важные этические и правовые вопросы относительно правомерности проведения публичных демонстраций тел умерших людей, подвергшихся «пластинации» или иным подобным манипуляциям, конкретно – правомерности допущения проведения подобного рода выставок.

С точки зрения религиозных организаций исторически представленных в России религий, да даже и с позиции нерелигиозной этики, такие действия являются недопустимыми и морально осуждаемыми.

Как пишет один из критиков, «конечно, если бы для подобной выставки использовались только искусственные материалы, то можно было бы говорить о ее идейной стороне и о мастерстве скульпторов. Но здесь в качестве музейного экспоната используется настоящее человеческое тело, и используется оно не в каких-то сугубо научных целях, а просто выставлено на всеобщее обозрение. Это, все-таки, очень похоже на какое-то высокотехнологичное глумление над трупами»[5].

Неслучайно, мнения существенной части вольных или невольных зрителей такого рода экспонатов полярно расходятся в оценках таких выставок с их организаторами. Как указывает Ксения Кулакова, выставка несет в себе не просвещение об анатомии человека, а провокацию и чисто коммерческий интерес[6].

Основная претензия к такого рода выставкам заключается в указании на крайние формы неэтичности обращения с телами умерших людей. Манипуляции с трупами выдаются как некие достижения медицинской анатомической науки, но в действительности в таких манипуляциях медицинская составляющая отсутствует полностью (разве что могут понадобиться анатомические познания для подготовки такого рода экспонатов).

Но как это должно быть точно оценено с позиции права и с позиции биоэтики?

За основу для такой оценки были взяты фотографии экспонатов таких выставок, размещенные на ряде интернет-ресурсов[7].

Проведенный юридический анализ дает необходимые и достаточные основания для оценки публичного демонстрирования такого рода экспонатов – подвергшихся манипуляциям посредством применения разработанных Гюнтером фон Хагенсом технических приёмов (а равно аналогичных приёмов, разработанным в России или за рубежом иными лицами) человеческих трупов в полном или фрагментарном виде с содранной кожей, фрагментированными черепами, конечностями или иными частями тел, размещенных в различных позах (ненормальных в контексте императива уважительного отношения к телам умерших людей, в том числе явно неестественных), а также в сочетаниях с другими трупами или их фрагментами – как преступных деяний, предусмотренных частью 1 статьи 244 «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения» Уголовного кодекса Российской Федерации.

Данные манипуляции, включая помещение трупов умерших лиц в явно неестественные позы, в комбинациях с развратным и иным оскорбляющим смыслом (в том числе в позы занятия сексом, и т.п.) совершенно должны оцениваться как надругательство над умершими людьми, трупы которых используются для таких комбинаций, над их телами, исходя из устоявшегося понимания и толкования лексического значения слова «надругательство», его устоявшегося контекстного и коннотативного значения – как явным образом выраженное откровенное издевательство, глумление, а также в ряде случаев пейоративное (грубо уничижительное) высмеивание (с различной степенью кодирования коммуникативного послания). Результатом является грубейшее унижение человеческого достоинства умерших лиц, конституционно-правовая охрана которого [достоинства личности] не исчезает и после смерти человека.

Следует отметить, что имеющаяся в различных государствах мира судебная уголовно-правовая практика по делам о надругательстве над государственным флагом вполне определенно позволяет вычленить весьма четкую семантическую нагрузку слова «надругательство» (применительно к государственному флагу), включая совершение с государственным флагом действий с сексуальной основной смысловой и/или коннотативной нагрузкой, действия, выражающиеся в топтании ногами, публичное сжигание флага или его умышленное загрязнение (бросание в государственный флаг грязью, продуктами питания и т.д.), то есть любое выражение грубого неуважения к государственному флагу, совершенное посредством физических действий.

В рассматриваемых ситуациях фактически имеют место несопоставимо более изощренные издевательские действия, еще более очевидно относящиеся к формам надругательства, дающие необходимые фактические и юридические основания оценивать их именно как «надругательство». Объектом посягательства в этих случаях, соответственно, выступают тела умерших людей и их достоинство личности (после смерти).

Так, сочетанное помещение трупов совершенно не знакомых между собой при жизни лиц в комбинированные позы и композиции, выражающие занятие сексом или реализующие аллюзии к таким действиям, совершенно очевидно, является оскорблением человеческого достоинства лиц, чьи трупы были использованы для этих целей. Даже если такие лица и были при жизни знакомы, то вероятность, что эти лица стали бы при жизни выставлять занятие сексом на всеобщее обозрение равна практически нулю. Очевидно, что эти люди, если бы их при жизни принудительно раздели и разместили в такой позе для публичной демонстрации, сочли бы такие действия как откровенно и прямо издевательские, грубейшим образом посягающие на их достоинство личности.

Манипуляции с человеческими лицами умерших, искусственное придание лицам умерших издевательски комических выражений (искусственное придание неестественной, гипертрофированной выпученности глазных яблок, инсталляция неестественно высунутого языка, различные формы фрагментации лица), искусственное придание устрашающих обликов или обликов, вызывающих отвращение, инсталляция с вынесенным в сторону мозгом, реализующая семантическую отсылку к понятию «безмозглый» – всё это очевидным образом представляет собой и реализует надругательство над телом умершего, издевательство над его памятью, грубейшее посягательство на достоинство личности умершего.

Публичная демонстрация трупов с выпотрошенными внутренностями, с нарочито артикулированными и, тем более, препарированными половыми органами умерших посягает на достоинство личности этих умерших, представляет собой надругательство над их телами.

Но даже и вне таких особо изощренных издевательских манипуляций, любые манипуляции с телами умерших (исключая экспонаты, приготовленные в учебно-медицинских целях с разумными ограничениями в изгибании или препарировании тела умершего, обоснованными императивом защиты его достоинства личности) являются грубейшим посягательством на достоинство личности умершего и надругательством над его телом.

При этом даже тот факт, что кто-либо из числа лиц, чьи трупы были использованы для подобного рода манипуляций, давал прижизненное «согласие» на какие-либо подобного рода манипуляции со своими останками (совершенно не факт, что человек был извещен о том, в какие именно издевательские формы это может вылиться), является юридически ничтожным, поскольку право на признание, охрану и защиту достоинства личности человека является одним из фундаментальных естественных прав человека, от которых человек не может письменно или устно отказаться. Любой такой «отказ» (а это и имеет место в случае с обозначенным «согласием») юридически ничтожен и не может оцениваться как имеющий юридическое значение для оправдания организаторов обозначенных выставок и лиц, осуществляющих указанные манипуляции с телами умерших.

Кроме того, учитывая исторически сложившееся и устоявшееся в христианстве и исламе, в культурах народов России трепетно уважительное отношение к умершим людям, проведение таких выставок обоснованно может быть воспринято и оценено верующими христианами и мусульманами, представителями иных конфессий как публичные действия, выражающие явное и грубое неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, как совершение преступных деяний, посягающих на их религиозные чувства и их достоинство личности по религиозному признаку, то есть как совершение преступлений, предусмотренных статьями 148 и 282 Уголовного кодекса Российской Федерации.

При этом имеются все необходимые и достаточные юридические и фактические основания именно так квалифицировать действия по изготовлению и демонстрированию указанных экспонатов. В частности, такую реакцию обоснованно может вызвать и именно так обоснованно может быть квалифицирован экспонат в виде распотрошенной женщины и размещенного непосредственно возле нее или помещенного среди её демонстрируемых внутренностей трупа младенца, так же подвергшегося манипуляциям.

Есть и еще одна этическая проблема, связанная с происхождением трупов, подвергающихся «пластинации» или иным подобным манипуляциям. СМИ неоднократно сообщали о заявлениях родственников умерших лиц, останки которых или части останков которых были незаконно изъяты из больниц и моргов для выставок фон Хагенса.

Резюмируя, подчеркнем, что рассмотренные выше манипуляции с человеческими трупами или с частями и тканями человеческих трупов грубо противоречат не только нормам биоэтики, но и законодательству Российской Федерации.

Проведение в Российской Федерации публичных демонстраций подвергшихся т.н. «пластинации» или иным подобным манипуляциям тел умерших людей (исключая экспонаты, приготовленные в учебно-медицинских целях с разумными ограничениями в изгибании, демонстрировании или препарировании тела умершего, обоснованными императивом защиты его достоинства личности) грубейшим образом нарушает законодательство Российской Федерации, не может допускаться. 

Литература

  1. Currie-McGhee L.K. Bioethics. –– Detroit: Gale, Cengage Learning, 2009. –– 112 p.
  2. Downie R., Macnaughton J. Bioethics and the Humanities: Attitudes and Perceptions. –– New York: Routledge-Cavendish, 2007. –– 200 p.
  3. Schulman A. Human Dignity and Bioethics. –– South Bend: University of Notre Dame Press, 2009. –– 18 p.
  4. Выставка «Миры тела» – искусство или глумление? [Exhibition «Body Worlds» – art or mockery] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bigpicture.ru/?p=103630 (дата обращения: 24.02.2014).
  5. Кулакова К. Человеческие останки гастролируют по России [Kulakova K. Human Remains on tour in Russia] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ura-inform.com/arhive/2005/10/29/41341 (дата обращения: 24.02.2014).
  6. Пластинаты [Plastinates] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://de-kay.livejournal.com/402685.html (дата обращения: 24.02.2014).
  7. Хашем Т.А. Защита человеческого достоинства в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ [Khashem T.A. Protection of human dignity in the Russian Federation: the constitutional-legal analysis]. –– М., 2010. –– 100 с. –– С. 22.

 

Сведения об авторах

Понкин Игорь Владиславович, д-р юрид. наук, профессор, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Понкина Александра Александровна, канд. юрид. наук, эксперт Консорциума специалистов по защите прав пациентов, droit.du.patient@gmail.com 

 

[1] Currie-McGhee L.K. Bioethics. – Detroit: Gale, Cengage Learning, 2009. – 112 p. – P. 6.

[2] Downie R., Macnaughton J. Bioethics and the Humanities: Attitudes and Perceptions. –– New York: Routledge-Cavendish, 2007. –– 200 p. –– P. 33.

[3] Schulman A. Human Dignity and Bioethics. –– South Bend: University of Notre Dame Press, 2009. –– 18 p. –– P. 3.

[4] Хашем Т.А. Защита человеческого достоинства в Российской Федерации: конституционно-правовой анализ. –– М., 2010. –– 100 с. –– С. 22.

[5] Выставка «Миры тела» – искусство или глумление? [Exhibition «Body Worlds» – art or mockery] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bigpicture.ru/?p=103630  (дата обращения: 24.02.2014).

[6] Кулакова К. Человеческие останки гастролируют по России [Kulakova K. Human Remains on tour in Russia] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ura-inform.com/arhive/2005/10/29/41341 (дата обращения: 24.02.2014).

[7] В том числе (но не исчерпывая список) оценивались материалы с нижеследующих ресурсов:

Выставка «Миры тела» – искусство или глумление? [Exhibition «Body Worlds» – art or mockery] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://bigpicture.ru/?p=103630  (дата обращения: 24.02.2014).

Кулакова К. Человеческие останки гастролируют по России [Kulakova K. Human Remains on tour in Russia] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ura-inform.com/arhive/2005/10/29/41341 (дата обращения: 24.02.2014).

Пластинаты [Plastinates] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://de-kay.livejournal.com/402685.html (дата обращения: 24.02.2014).