Должна ли и Церковь стать еще одним «информированным участником» практик искусственного оплодотворения?

24.09.2020 

 «Никогда, о человек, то, что относится к Церкви,
не исправляется через компромиссы:
нет ничего среднего между истиной и ложью»
Свт. Марк Эфесский 

Сегодня в прессе («РИА НОВОСТИ») активно обсуждается  возможность грандиозного события – благословение Русской Православной Церкви искусственного оплодотворения.[1] Даже Католическая церковь, известная  своей снисходительностью к мирским запросам, такого снисхождения себе не позволяет.  В Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви организовалась группа священства и мирян, которые согласны на компромисс с желаниями женщины иметь детей с опорой на научно-технический прогресс и изменить позицию Церкви, изложенную в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» по отношению к ЭКО.

Сегодня существует много разновидностей ЭКО. Каждая из них обслуживает конкретные желания, условия и возможности, изменение которых стимулирует дальнейшее развитие манипуляций ЭКО. Среди них сегодня - технология, которая создает одного эмбриона в пробирке, и его одного подсаживают пациентке. Это - проведение ЭКО в естественном цикле, т.е. без гормональной стимуляции созревания дополнительных яйцеклеток.

Данная технология не предусматривает прямого уничтожения лишних эмбрионов. И это – главный аргумент сторонников ее признания Церковью. Тем не менее, эта технология вместо прямого уничтожения лишних эмбрионов, включает  прямое и ясное согласие на их возможную  гибель. 

 Это фиксируется в официальном юридическом документе «Информированное согласие». Таким образом, на возможность их гибели все сторонники данной манипуляции идут осознанно, в отличии от гибели эмбрионов при естественной беременности, что происходит без волевого согласия на это. Гибель человеческой жизни участники манипуляции программируют своей волей. По статистике минимум 50% попыток всегда не успешны. Любое ЭКО без гибели эмбрионов не бывает. Стопроцентной уверенности сохранения их жизни нет ни у кого. Все пациентки предупреждаются и оформляют юридическое  «информированное согласие», где каждая подтверждает согласие на вне-естественное создание эмбриона,  и согласие с информацией о том, что этот ребенок может погибнуть, и в случае его гибели она не будет иметь претензий к врачам и медицинскому учреждению.

Соотносится ли нравственное чувство христианина с предусмотренным и запланированным согласием и, таким образом, с волевым участием в гибели человеческой жизни? Должна ли и Церковь стать еще одним «информированным участником» этих процессов?

Собрание священства, ученых, дипломированных докторов наук, практикующих врачей в Церковно-общественном совете по биомедицинской этике МП неоднократно, публично в научных статьях и средствах массовой информации отрицательно отвечали на этот вопрос.

И.В. Силуянова, зам. председателей ЦОС по биомедицинской этике при Московской Патриархии, доктор философских наук, почетный профессор Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова.


[1] https://ria.ru/20200923/eko-1577653391.html


Печать