Монахиня Серафима (Шумейко). Книга-сборник "Христианский взгляд на Трансгуманизм и Церковь. Чипы в мозг, бессмертие и мир завтра" Под ред. Стива Доналдсон и Рона Коул-Тернер.

Меня заинтересовала эта книга, так как она рассматривает движение трангуманизма с позиции протестантских церквей Америки. Мне стал интересен их взгляд на проблему.

Отвечая на вопрос, почему Церковь должна обратить внимание на Трансгуманизм, автор отмечает, что это в настоящее время небольшое движение, насчитывающее несколько тысяч человек, из которых большинство технари и философы прогресса. Свой академический журнал и скромный сайт, а также на настоящее время своя научная база в Оксфорде. Но каким бы незначительным это движение в настоящее время ни было, оно привлекает внимание и создает обеспокоенность своей направленностью. Это движение фокусируется не просто на развитии будущих технологий, а на  усовершенствовании человеческих существ и создании Искусственного Интеллекта (ИИ). «Технологическая трансформация человечества уже началась», - отмечает редактор, - «и изменения, которые мы наблюдаем сегодня уже оставляют свой отпечаток на социальной, психологической и культурной ткани мира»[1].

Технологии усовершенствования действуют уже сейчас. В спорте в виде разрешенных химических медицинских препаратов и тренажеров. Также и студенты принимают различные медицинские препараты для улучшения памяти и концентрации внимания. В медицине уже в ходу электронные конечности (руки и ноги), заменяющие удаленные. Уже сегодня технология нас меняет, и не только окружающий нас мир, оно меняет нас внутри, оно меняет само понятие, что значит быть человеком. Сегодня небольшие технологические усовершенствования указывают на то, куда скатывается мир. Трансгуманисты рисуют возможные картины культуры будущего. Кто-то может быть обеспокоенным о том, что технологии нас обесчеловечивают, но трансгуманисты, приветствуя новые технологии, говорят об усовершенствованном супер-человечестве.

Однако, не столько важен мирской взгляд и общественное мнение, сколько богословский взгляд: что Церкви со всеми этими изменениями, которые грядут и уже начались, делать? Что говорит Библия? Как смотрят на ситуацию христианские богословы?

Среди христианских богословов есть два противоположных лагеря: тех, кто «за» технологии, и тех, кто «против». Но как бы кто ни относился: христианам никак не избежать связи с трансгуманизмом. Это наша тень, это темная сторона человеческих устремлений. Хотим мы этого или нет – но чаяния и трансгуманистов, и христиан, коренятся в надежде на будущую трансформацию. И хотя выражение этих чаяний у нас различно, нужно подумать, как нам сосуществовать в будущем во имя самого этого будущего

Статья, которая меня глубоко заинтересовала, «Конкуренция, Контроль и Вожделение Трансгуманизма»[2] дает нам четкую психологическую картину движения трансгуманизма. И, хотя автор этой статьи, Изабелла Джонстон, избегает прямых обвинений, она, однако, мягко подводит читателя к выводу, что движение трансгуманизма в своей основе богоборческое и берет свое начало в Эдемском саду, когда люди захотели стать «как боги».

Очерчивая проблематику статьи, автор пишет следующее: «Движение трансгуманизма рассматривает желание преодолеть биологические ограничения не только как приемлемое, но и как естественное, благородное и даже нравственно оправданное»[3]. С точки зрения последователей этого движения желание людей увеличить продолжительность жизни и расширить свои физические возможности, вполне очевидны и естественны, а те, которые не хотят подобного, наоборот, подпадают под подозрение, что «с ними что-то не так».  Чтобы опровергнуть эту точку зрения автор исследует, насколько это самое желание, или вожделение, кроется в человеческой природе и присуще ли оно человеку по естеству или нет.

В главе «Контекст: Трансгуманизм» автор дает краткую характеристику движения. «Цель трансгуманизма расширить человеческий потенциал во многих направлениях»,[4] - говорит она. Расширение интеллектуальных, физических и психологических возможностей человека, а не только увеличение продолжительности жизни и замедление старения. «Они стремятся оседлать биологическую эволюцию, чтобы начать самим направлять процесс эволюции человечества»[5], - говорит автор. Их надежды простираются до создания пост-человека. Во имя прогресса они желают большего контроля над биологией. Контроль и прогресс – вот два доминирующих фактора, которые в определенной полноте характеризуют движение трансгуманизма.

В главе «Жирар: Желание социально в своей основе» Изабелла Джонсон приводит теорию франко-американского антрополога Рене Жирара о том, что человеческие желания/вожделения социально обусловлены. Есть базовые человеческие потребности в крове и еде, и речь не о них. Вожделение лежит вне сферы базовых человеческих потребностей, и оно, по своей сути, социально, ибо происходит из присущей человеку склонности к имитации социальной среды. «Мы признаем, что вожделение может быть либо субъективным, либо объективным, но реальность оставляет место третьей стороне, которая придает ценность объекту вожделения»[6]. Главные пункты этой теории:

  • Человек по природе своей склонен к подражанию (имитации)
  • Желания (вожделения) имитируются (копируются) с других и, вследствие, не могут рождаться вне социальной среды.
  • Для возникновения вожделения необходимы субъект, объект и модель вожделения.

Имея на вооружении теорию Жирара, в следующей главе автор ведет читателя в Эдемский сад, туда, где собственно и возникло первое греховное вожделение.

«Генезис» вожделения» - так называется эта глава, которая дает нам описание состояния Адама и Евы до падения и после. До падения Бог был источником желаний. Первозданная пара подражала Богу, например, в заботе о творении, возделывая Эдемский сад, и это здоровое подражание выражалось в духе послушания и невинности. Но эти здоровые отношения подражания Богу исказились, когда Ева поверила змею. Убедив Еву, что Бог желает плодов с древа познания добра и зла только для Себя Самого,  змей подталкивает Еву к вожделению этих плодов, приняв для подражания искаженную модель отношения Бога к древу. Вот и первый вожделевательный треугольник: Бог – модель, Ева – субъект, плод – объект. Змей помещает запрет на вкушение плода в рамки не заботы Бога о человеке, а Его якобы алчности. Змей представляет ложный образ Бога: эгоистичного и алчного. Фокус человеческого вожделения сдвигается и вместо того, чтобы вожделевать Самого Бога, Ева, в сущности, теперь хочет стать богом. И это ввергает все последующее человечество в борьбу с Богом, теперь имитация Бога перестает быть мирной, она влечет за собой соперничество с Богом.

Что же трансгуманизм? В свете миметической теории цели его становятся понятны и ясны. Рамез Наам, один из вдохновителей идей гуманизма пишет о том, что «игра в Бога» есть высшее выражение человеческой природы. Но, в какого Бога играют трансгуманисты, желая контроля и прогресса, ставя их во главу угла, как естественные двигатели движения? Но эти идеи не напоминают ли взгляд Ницше на человеческую природу? Какие здоровые выражения жизнеспособного человечества? Воля к силе, обладанию, творчеству, потреблению, выносливости, цветущему здоровью и ко всему, что сопровождает подобную жизнь: война, приключения, танцы, спортивные состязания. Во всем этом слышится эхо трансгуманистических идей о прекрасном будущем пост-человечества. Но мы помним, что вожделение, а в данном случае вожделение контроля и прогресса, не заложено в природе, оно подражательно. Тогда какая модель может порождать подобные желания? И мы находим простой ответ: ложный взгляд на Бога, желающего все оставить под своим контролем и руководить процессом. Трансгуманисты совершают ту же самую ошибку, что и Ева с Адамом в первозданном раю: алчного Бога, желающего превосходства, контроля и силы, не хочется любить, ему не хочется подчиняться, с таким Богом хочется только бороться, у такого Бога хочется отобрать права на контроль и исключительное право на творческий прогресс. Отсюда и истоки богоборческой направленности всего движения.

Однако статья была бы незавершенной, если бы автор не указала пример для подлинного подражания подлинному Образу Бога. Это Господь Иисус Христос. Как воплотившийся Бог, Он разоблачает ложный образ Бога, как контролирующего и соперничающего с человеком, и делает предельно ясным образ Бога, заботящегося о человечестве и желающего установить с ним правильные отношения. Всемогущество Бога неотделимо от Его Любви. Поэтому, принимая Христа за образец подражания, мы саму нашу волю к вожделению подчиняем соответствующему божественному замыслу о нас и о нашей жизни. Однако, отмечает автор, пусть не думает никто, что просто осознав это все и приняв Христа за образец к подражанию, можно легко следовать Его заповедям. Миметическое желание – это подсознательный процесс, мало контролируемый нашей волей. Поэтому огромную роль играет Церковь, как сообщество людей, устремленных к Богу, чтобы подражать друг другу и вдохновлять на укоренение Христовых ценностей в наших сердцах. 

 

[1]Christian Perspectives on Transhumanism and the Church. Chips in Brain, Immortality, and the World of Tomorrow. Edited by Steve Donaldson and Rone Cole-Turner. Palgrative studies in the Future of Humanity and its Successors. 2018 (e-book), Стр. 17.

[2]Там же. Стр. 229

[3]Там же.

[4]Там же. Стр. 231

[5]Там же. Стр. 231

[6]Там же. Стр. 233

 


Печать