03.06.2020

Национальный католический биоэтический центр в США в 2013 году подготовил и опубликовал обзор по этическим вопросам, связанным с абортом и применением контрацептивов. Предлагаем Вашему вниманию перевод этого документа.

 

«Католические медицинские учреждения не могут поощрять или оправдывать методы контрацепции, но должны рассказывать супружеским парам и медицинскому персоналу, который их консультирует, как об учении Церкви об ответственном родительстве, так и о методах естественного планирования семьи» (Этические и религиозные директивы для католических служб здравоохранения, Изд. 5, 2009, п. 52). 

 

ОБЗОР 

Аборт

  • Прямой или добровольный аборт - это прямое намеренное прерывание беременности до того, как плод станет жизнеспособным, или прямое намеренное уничтожение жизнеспособного плода. Католические медицинские учреждения не должны предоставлять услуги аборта или содействовать этому.
  • Косвенный или вынужденный аборт имеет место, когда операция, терапия или медикаментозное лечение, применяемые для излечения действительно серьезного патологического состояния беременной женщины, которые нельзя без опасности отложить до достижения жизнеспособности ребенка, приводят к смерти ребенка. Такая процедура может быть допустимой, если соблюдается принцип двойного эффекта.

Контрацепция

  • Контрацепция - это любое действие, специально предназначенное для предотвращения деторождения в качестве цели или средства до, во время или после полового контакта. Целенаправленная контрацепция никогда не должна допускаться.
  • Использование терапевтических средств, необходимых для лечения заболеваний, не является незаконным, даже если оно приводит к ожидаемому бесплодию - при условии, что состояние бесплодие не является непосредственной целью.

Плоды того же дерева

  • Часто утверждается, что контрацепция, если она безопасна и доступна для всех, является наиболее эффективным средством против абортов, но это утверждение необоснованно. Негативные ценности, присущие «противозачаточному менталитету», фактически усиливают искушение сделать аборт, когда зарождается нежелательная жизнь. Действительно, «культура абортов» особенно сильна именно там, где отвергается учение Церкви о контрацепции. Менталитет контрацепции радикально отличается от менталитета ответственного родительства, в котором учитывается полная правда супружеского акта.
  • Аборт и контрацепция также связаны тем, что часто в юридическом мире уничтожение эмбриона до его имплантации называется «контрацепция».
  • Так называемые контрацептивы могут иногда действовать путем предотвращения имплантации эмбриона.

Ответственное родительство

  • Решение супружеской пары использовать естественное планирование семьи и, следовательно, их решение желать ребенка или нет, может быть нравственно приемлемым в зависимости от их обстоятельств и намерений.

Вопросы и ответы.

 

Вопрос 1. Всегда ли незаконно вызывать смерть плода, даже когда на карту поставлена жизнь матери?

Ответ: Не может быть законным вмешательство, которое непосредственно приводит к аборту, будь он целью, либо средством для достижения цели. Сюда относятся и «терапевтические» аборты, которые иногда ошибочно оправдывают в случаях внематочной беременности или заболевания матери, которое может ухудшиться при продолжении беременности.

 

Вопрос 2. Почему средства, которые уничтожают эмбрион перед имплантацией, считаются «противозачаточными средствами»?

Ответ: Это юридический вопрос. В середине 1970-х годов Всемирная организация здравоохранения вслед за Американской корпорацией акушеров и гинекологов изменила определение беременности. Вместо периода между оплодотворением и рождением они определили его как период между имплантацией и рождением. Таким образом, теперь оказалось невозможным говорить, что изделия, уничтожающие эмбрион до имплантации, вызывают аборт.

 

Вопрос 3. Какие приспособления и препараты могут оказывать антиимплантационное действие?

Ответ: три вида продуктов могут иметь антиимплантационный эффект:
• ВМС (внутриматочная спираль), которая всегда работает для предотвращения имплантации (ParaGard или Mirena)
• Экстренная контрацепция (Норлево или Элла)
• Некоторые гормональные контрацептивы, содержащие только прогестаге́ны (Депо-Провера, Норплант или Овретт)

 

Экстренные противозачаточные средства и некоторые контрацептивы, содержащие только прогестагены, могут также выступать в качестве нормальных противозачаточных средств, предотвращая оплодотворение, поэтому не следует говорить, что они являются только абортивными препаратами. Но, несомненно, что они могут иметь ранние абортивные эффекты при некоторых обстоятельствах.

 

Вопрос 4. Типичным аргументом против естественных методов является то, что они не «эффективны» для планирования беременности. Что можно сказать по этому поводу?

Ответ: При правильном обучении и применении естественные методы так же эффективны, как и любой метод контрацепции. Проблема в том, что часто не хватает хорошо подготовленных инструкторов. В результате естественное планирование семьи часто рассматривается как невозможная цель. Таким образом, супруги со слабой верой разочаровываются и иногда начинают использовать противозачаточные средства.

 

Использованная литература 

  1. Elliott Louis Bedford, “Reframing the Contraception Debate: A Teachable Moment for the Church,” Ethics & Medics 37.9 (September 2012): 1–4. Reproduced by permission.
  2. Thomas J. Davis Jr., “Plan B Agonistics: Doubt, Debate, and Denial,” National Catholic Bioethics Quarterly 10.4
    (Winter 2010): 741–772. Reproduced by permission.
  3. James McTavish, “Family Planning as Nature Intended: The Urgent Need for Education,” Ethics & Medics 37.12
    (December 2012): 1–2. Reproduced by permission.

Печать